Отчет о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних за 2023 год
Дорожная-карта по профилактике самовольных уходов несовершеннолетних
Программа «Профилактика»
Холюченко О.Н. – юрисконсульт; Вайнштейн А.В. – заведующий отделением социальной диагностики и социальной реабилитации несовершеннолетних; Малых М.В. – педагог-психолог отделения социальной диагностики и социальной реабилитации несовершеннолетних (стационар). ОГКУСО «СРЦН города Иркутска»
РАЗДЕЛ 1. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
Полное наименование программы | «Профилактика» |
Основания для разработки программы | 1. Всеобщая декларация прав человека, принятая на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) («Международный пакт о правах человека») от 10 декабря 1948 года.
2. Декларация прав ребенка, резолюция 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г. 3. Конвенция о правах ребенка, принята Генеральной ассамблеей ОНН 20.11.1989 г., 4. Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) Приняты резолюцией 40/33 Генеральной Ассамблеи от 29 ноября 1985 года. 5. Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы). Приняты резолюцией 45/112 Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1990 года. 6. Конституция Российской Федерации. 7. Уголовный кодекс Российской Федерации. 8. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. 9. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации. 10. Семейный кодекс Российской Федерации. 11. Гражданский кодекс Российской Федерации. 12. Федеральный Закон № 120-ФЗ от 24.06.1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». 13. Федеральный Закон № 159 от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей и детей, оставшихся без попечения родителей». 14. Федеральный Закон № 124 от 24.07.1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». 15. Федеральный Закон № 48 от 24.04.2008 г. «Об опеке и попечительстве». 16. Постановление правительства РФ № 481 от 24.05.2014 г. «О деятельности организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». 17. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 18. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции». 19. Постановление КДН и ЗП Иркутской области № 10 от 30.12.2015 г. «Об утверждении порядка межведомственного взаимодействия субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений по организации индивидуальной профилактической работы с семьей, находящейся в социально опасном положении (СОП). 20. Постановление КДН и ЗП Иркутской области № 4-кдн от 30.04.2019 г. «О внесении изменений в постановление КДН и ЗП Иркутской области № 10 от 30.12.2015 г». 21. Закон Иркутской области № 7-оз от 05.03.2010 г. «Об отдельных мерах по защите детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальной, психическое, духовное и нравственное развитие в Иркутской области. 22. Закон Иркутской области № 38–оз от 08.06.2010 г. «Об административной ответственности за неисполнение отдельных мер по защите детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальной, психическое, духовное и нравственное развитие в Иркутской области. 23. Постановление КДН и ЗП Иркутской области № 6 от 12.10.2016 г. «Об утверждении Алгоритма межведомственного взаимодействия филиалов ФКУ УИИ ГУФСИН России по Иркутской области и иных субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по работе с несовершеннолетними, осужденными к наказаниям и мерам уголовно-правового характера, не связанным с изоляцией от общества, и осужденными гражданами с отсрочкой отбывания наказания до достижения ребенком четырнадцатилетнего возраста».
|
Цель программы | Профилактика социально-негативных явлений среди детей и подростков: профилактика правонарушений, предупреждение суицидальных намерений, профилактика употребления алкогольных напитков и психически активных веществ. |
Основные задачи программы | Изучение индивидуальных особенностей воспитанников, межличностных отношений в групповых коллективах, выявление причин самовольных уходов. Воспитание у детей юридической грамотности и законопослушного поведения. Формирование у воспитанников толерантности. Формирование навыков уверенного поведения в сложных ситуациях.
Формирование мотивации на здоровой образ жизни. Оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним. |
Основные направления программы | Профилактика правонарушений.
Профилактика наркомании, алкоголизма. Формирование здорового образа жизни. Профилактика суицидального поведения |
Ожидаемые результаты | Высокий уровень компетентности педагогического коллектива в работе.
Снижение факторов риска потребления ПАВ в подростковой среде. Снижение случаев самовольных уходов и случаев постановки на различные виды учета. |
РАЗДЕЛ 2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность проблемы профилактики социально негативных явлений обусловлена необходимостью коренного пересмотра концептуальных подходов. Катастрофический рост числа нарко-, алко- зависимых, прежде всего среди несовершеннолетних, а также большое количество противоправных проявлений создает предпосылки к угрозе национальной безопасности страны. Кроме роста числа лиц, злоупотребляющих наркотическими веществами, алкоголем, отмечается рост заболеваний ВИЧ-инфекцией. Причем высокий риск заболеваний у несовершеннолетних с деликвентным поведением. Основы социального поведения ребенка закладываются его родителями, лицами их замещающих, воспитателями и педагогами, теми, кто окружает его в повседневной жизни и с кого он берет пример, прислушивается к советам и правилам поведения. Необходимо повышение эффективности профилактических, коррекционных и реабилитационных программ, нацеленных на работу с детьми – сиротами и детьми оставшимися без попечения родителей. В настоящее время в профилактической помощи нуждается значительная группа подростков из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в силу особенностей своего девиантного поведения, социальной дезадаптации выпадают из общего числа более благополучных сверстников и не охвачены программами первичной профилактики.
Педагоги, психологи, социальные работники в своей работе по профилактике социально негативных явлений среди детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, могут использовать различные методики, основанные на заполнении информационного вакуума. Профилактические недели, посвященные определенной тематики, один из эффективных методов первичной профилактики социально негативных явлений среди несовершеннолетних.
Понятийный аппарат программы.
В программе применяются следующие понятия:
- несовершеннолетний — лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет;
- безнадзорный — несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц;
- беспризорный — безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;
- несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, — лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;
- антиобщественные действия — действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц;
- семья, находящаяся в социально опасном положении, — семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;
- индивидуальная профилактическая работа — деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;
- профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних — система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении;
Краткая характеристика участников программы.
Подростковый возраст – это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Этот возраст характеризуется наличием самых разнообразных психологических проблем и трудностей. Поэтому возрастной диапазон аудитории профилактической работы начинается с 12 лет и заканчивается 18-летием.
РАЗДЕЛ 3. ЦЕЛЕВОЙ БЛОК ПРОГРАММЫ
Цель: Создание условий для комплексной реализации социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних. Правовое просвещение обучающихся. Осуществление межведомственного взаимодействия с субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и иных органов и организаций. Социально-педагогическое, психологическое сопровождение несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении. Осуществление индивидуального подхода к исправлению девиантных форм поведения несовершеннолетних.
Задачи:
- Проведение психолого-педагогического диагностического исследования обучающихся с целью выявления внутреннего потенциала, интересов и склонностей детей, уровня сформированности их нравственных качеств, духовной культуры, гражданской позиции.
- Повышение уровня информированности обучающихся, педагогов и родителей о законодательной базе, нормативно-правовых документах федерального, регионального, муниципального уровней по вопросам профилактики безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних.
- Формирование и коррекция гражданской позиции, нравственных качеств, духовной культуры обучающихся.
- Создание условий для успешной самореализации личности ребенка и повышения его самооценки через включение в общественно полезную деятельность, воспитание навыков неконфликтного поведения и общения.
- Осуществление педагогической деятельности по воспитанию здорового образа жизни несовершеннолетних и формированию у них негативного отношения к вредным для здоровья привычкам.
- Организация межведомственного взаимодействия по ресоциализации несовершеннолетних (круглые столы, советы профилактики, консилиумы).
Планируемые результаты
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, повысит у детей юридическую грамотность. Позволит сформировать навыки уверенного и законопослушного поведения. Поспособствует формированию у воспитанников толерантности и навыков уверенного поведения в сложных ситуациях. Сформирует мотивацию на здоровый образ жизни.
Помимо этого, программа позволит повысить эффективность социально-реабилитационной работы с детьми и подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, а также совершающими противоправные действия; повысит компетентность сотрудников в профилактической работе с детьми;
улучшить взаимодействие сотрудников учреждения и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений и создать условия для дальнейшего снижения числа правонарушений и самовольных уходов, совершаемых воспитанниками;
РАЗДЕЛ 4. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
4.1. План работы
Направление 1. Организация профилактических недель
В содержании профилактических недель представлены различные методы работы: классные часы, викторины, круглые столы, тренинговые занятия, семинары-практикумы для педагогов.
Направление 2. Вторичная профилактика.
- Ознакомление работников учреждения с факторами риска и признаками употребления детьми ПАВ
- Фиксация факторов риска
- Диагностика риска или факта употребления воспитанниками ПАВ
- Меры организационного и реабилитационного характера
Направление 3. Ресоциализация подростков
Алгоритм межведомственного и междисциплинарного взаимодействия в целях ресоциализации подростка.
Направление 4. Методическое сопровождение модуля
Методические совещания для сотрудников по профилактике, деловые игры, круглые столы.
4.2. Содержание программы
Раздел 1. Организация профилактических недель
Первичная профилактика. Работа осуществляется через организацию системы профилактических недель:
Профилактическая неделя «Высокая ответственность»
Профилактическая неделя «Высокая ответственность» приурочена к 3 сентября «Всемирный день солидарности в борьбе с терроризмом».
Профилактическая неделя «Разноцветная неделя»
Профилактическая неделя «Разноцветная неделя» приурочена к 10 сентября Всемирному дню предотвращения самоубийств (Всемирный день предотвращения суицида)
Профилактическая неделя «Будущее в моих руках»
Профилактическая неделя «Будущее в моих руках» приурочена к 3 октября «Всемирный день трезвости и борьбы с алкоголизмом».
Профилактическая неделя «Единство многообразия»
Профилактическая неделя «Единство многообразия» приурочена к 16 ноября «Всемирный день толерантности».
Профилактическая неделя «Здоровая семья»
Профилактическая неделя приурочена к 1 декабря «Всемирный день борьбы с ВИЧ».
Профилактическая неделя «Равноправие»
Профилактическая неделя приурочена к 10 декабря «Всемирный день прав человека», 12 декабря «День конституции РФ».
Профилактическая неделя «Независимое детство»
Профилактическая неделя приурочена к 1 марта «Всемирный день борьбы с наркотиками и наркобизнесом».
Профилактическая неделя «Мы – за чистые легкие»
Профилактическая неделя приурочена к 31 мая «Всемирный день без табака».
Раздел 2. Вторичная профилактика: работа по технологии «работа со случаем»
- Ознакомление работников учреждения с факторами риска и признаками употребления обучающимися ПАВ.
Необходимые для работников учреждения знания и умения:
— знание «Концепции профилактики употребления ПАВ в образовательной среде» (Письмо Министерства образования и науки РФ от 5 сентября 2011 г. N МД-1197/06);
— владение педагогическими технологиями формирования у обучающихся ценностного отношения к здоровью;
— умение создавать психологически комфортную и безопасную среду в классе, образовательной организации;
— знание сути и проявлений возрастных кризисов и новообразований как факторов социальной дезадаптации ребенка;
— умение управлять психологическим климатом в детской группе;
— умение создать доверительные отношения с детьми группы риска;
— знание основных факторов злоупотребления ПАВ;
— знание основных причин обращения детей и подростков к ПАВ;
— знание признаков употребления конкретных ПАВ;
— знание последствий употребления ПАВ;
— владение основами первичной профилактики и социальной реабилитации в контексте употребления ПАВ детьми и подростками на основе принципа «НЕ НАВРЕДИ!».
- Фиксация факторов риска употребления воспитанниками ПАВ
(производится социальным педагогом (психологом, классным руководителем) в соответствующей документации, принятой в данном ОО (напр., индивидуальная карта обучающегося)
Биологические факторы:
— отягощенная наследственность;
— органические поражения мозга;
— хронические болезни;
— степень толерантности (индивидуальная непереносимость, высокая устойчивость).
Психологические факторы:
— неадекватная самооценка и невысокий интеллект;
— акцентуации характера (гипертимный, неустойчивый, эпилептоидный типы);
— тревожность;
— агрессивность;
— неэффективные копинг-стратегии;
— недоверие и враждебность к окружающим;
— конформизм;
— склонность к риску;
— отсутствие социальных интересов и жизненной перспективы.
Социальные факторы:
Социум: доступность ПАВ; мода; степень грозящей ответственности.
Семья: асоциальная семья; нарушения детско-родительских отношений.
Образовательная организация: плохая успеваемость; факты психологического насилия над ребенком; неэффективные технологии оценивания обучающихся; несправедливость учителя; факты одиночества ребенка в классе, школе; доступность психоактивных веществ в образовательной среде; отсутствие возможности включиться в деятельность по интересам после занятий.
Микрогруппа: длительные проблемы в общении со сверстниками; асоциальная референтная группа.
Кроме того, медицинским работникам социального учреждения при проведении плановых профилактических медицинских осмотров, а также при индивидуальных случаях обращения за медицинской помощью вследствие плохого физического самочувствия следует обращать внимание на признаки, которые могут прямо или косвенно свидетельствовать об употреблении воспитанниками психоактивных веществ. При возникновении подозрения об употреблении воспитанниками ПАВ медицинскому работнику необходимо поставить в известность руководителя образовательной организации.
III. Диагностика риска или факта употребления воспитанниками ПАВ
— Личностная сфера (признаки социально-психологической дезадаптации; наличие у обучающегося аддиктивной установки; выявление
сроков употребления и вида ПАВ);
— Межличностные отношения (наличие признаков семейной созависимости; определение уровня межличностной зависимости;
выявление употребления у членов микрогруппы).
Вторичная диагностика может проводиться психологом, социальным педагогом.
- Меры организационного характера
Вторичная профилактика (ориентирована на группу риска употребления ПАВ среди обучающихся).
Цель вторичной профилактики — изменение дезадаптивного поведения у воспитанников из «группы риска», развитие личностных ресурсов, обеспечивающих снижение риска продолжения употребления ПАВ.
Преимущество отдается индивидуальным формам работы. Психологом, социальным педагогом, классным руководителем должна быть разработана совместная комплексная программа по индивидуальному сопровождению воспитанников и профилактике повторного употребления им психоактивных веществ на весь период учета и наблюдения.
- Меры медико-реабилитационного характера
1) Тактика поведения работников учреждения при обнаружении признаков употребления обучающимся ПАВ:
— При подозрении на наркотическое или алкогольное опьянение удалить
воспитанника в другое помещение (лучше медпункт), отделить его от сверстников, оставить под присмотром медицинского работника.
Запрещается оставлять воспитанника в состоянии актуального наркотического опьянения одного.
— Известить о случившемся родителей или опекунов.
— Поставить в известность руководителя.
— В случае тяжелого состояния здоровья несовершеннолетнего оказать первую помощь.
— При принятии бригадой «скорой помощи» решения о госпитализации необходимо сопроводить воспитанника.
— Сотрудник учреждения, обнаруживший воспитанника в опьянении, должен написать для бригады скорой помощи сопроводительную записку с информацией о предшествующем госпитализации состоянии обучающегося.
— При подтверждении подозрения о наркотическом или алкогольном опьянении воспитанника руководитель ОО обязан поставить в известность полицию.
— Предоставить воспитаннику и родителям информацию о возможности анонимного обследования и лечения, указать адреса и телефоны организаций, работающих в таком режиме.
— Помочь организовать индивидуальную встречу воспитанника, со специалистом.
— При подозрении на групповое потребление ПАВ провести беседы с воспитанниками с приглашением психиатра-нарколога и работника правоохранительных органов.
2) Третичная профилактика (зона компетенции наркологов, психотерапевтов, медицинских психологов).
Задачи третичной профилактики:
— медико-социальная индивидуальная помощь,
— максимальное увеличение срока ремиссий.
Работникам учреждения надо помнить, что разглашение информации о проблемах воспитанника, в отношении которого организуется третичная профилактика, приводит к полному прекращению продуктивного контакта с педагогом и может подталкивать к дальнейшему употреблению.
Раздел 3. Ресоциализация подростков
Третичная профилактика: описание алгоритма межведомственное и междисциплинарное взаимодействие в целях ресоциализации подростка
Основной проблемой профилактики преступности подростков и молодежи (несовершеннолетних) в современных условиях является нахождение правильных, эффективных методов изменения поведения несовершеннолетних правонарушителей. Для более результативной борьбы с подростковыми правонарушениями необходим четкий план мероприятий, направленный на профилактику первичных и повторных правонарушений среди несовершеннолетних. Для того, чтобы выстроить целостную систему работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних, необходимо понимать, какие меры наиболее эффективны и какие тенденции существуют на сегодняшний момент.
Таким образом, одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих сегодня перед обществом, является поиск путей снижения роста преступлений среди несовершеннолетних и повышение эффективности их профилактики. Необходимость решения данной задачи обусловлена тем, что в сферы организованной преступности втягивается все больше и больше несовершеннолетних. Криминальными группировками, созданными при участии подростков, совершаются опасные преступления и число их неуклонно растет. Преступность значительно молодеет и принимает устойчивый рецидивный характер.
Практика показывает, что для сдерживания и сокращения числа правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, одного применения мер административного или уголовного наказания недостаточно. В этих условиях профилактика правонарушений, основанная на межведомственном и междисциплинарном взаимодействии, становится одним из приоритетных направлений в деятельности органов и учреждений системы профилактики.
В соответствии с Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ процесс профилактики подростковых правонарушений включает в себя деятельность многочисленных органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений. Наряду с государственными органами, перечисленными в статье 4 Закона (комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, учреждения уголовно-исполнительной системы), профилактикой правонарушений несовершеннолетних занимаются различные общественные объединения, органы и учреждения культуры, досуга, спорта и туризма, студенческие организации и т.д. Поэтому действующая система профилактики нуждается в постоянном совершенствовании и выработке новых форм взаимодействия.
В соответствии с Федеральным законом № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, являются составной частью системы профилактики и осуществляют свою деятельность в тесном взаимодействии с другими субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений.
Социальная, правовая, педагогическая, психологическая, воспитательная работа с несовершеннолетними, совершившими противоправные деяния, направленная на предупреждение совершения ими повторных преступлений является важным направлением профилактической работы. Именно эти направления работы составляют суть ресоциализационной работы с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом. Целенаправленность процесса означает, что весь ход ресоциализации подчинен одной цели – возвращении и приобретение необходимых возможностей и способностей к жизни в обществе несовершеннолетнего с соблюдением норм права.
Деятельность по ресоциализации несовершеннолетних должна строиться на следующих принципах:
– комплексность подхода, т.е. участие в мероприятиях по ресоциализации не только специалистов различного профиля: юристов, педагогов, психологов, воспитателей, но и людей из различных социальных групп, разного возраста; комплексность подхода означает не только участие специалистов различного профиля в работе с подростком, но и взаимодействие всех этих специалистов между собой, преследование общей цели в процессе ресоциализации, согласование мероприятий между собой, совместное анализирование всего процесса ресоциализации;
– поэтапность процесса ресоциализации означает, что эта деятельность носит плановый характер; мероприятия, осуществляемые в ходе этой деятельности, делятся, прежде всего, на два основных этапа: пенитенциарный и постпенитенциарный;
– систематичность – важный признак процесса ресоциализации, означающий, что мероприятия, осуществляемые в ходе ресоциализации идут непрерывно во времени; однако, необходимо отметить, что если на пенитенциарной стадии систематичность процесса ресоциализации достаточно реальна, то на постпенитенциарной не всегда осуществима;
– процесс ресоциализации должен быть максимально индивидуализирован, т.е. должен учитывать как субъективные факторы, так и некоторые объективные условия (например, регион проживания подростка, а также городская или сельская местность и др.); необходимо отметить, что индивидуализация наказания несовершеннолетнего есть гарантия успешности всего процесса ресоциализации;
– соблюдение прав и свобод несовершеннолетнего в ходе ресоциализационного процесса позволит не только избежать негативного влияния двойных стандартов, когда, с одной стороны, подростка призывают к уважению прав окружающих, а, с другой стороны, унижают его достоинство, используют насилие, но и даст уверенность в важности соблюдения норм права, важности прав человека, самой личности человека;
– активное участие самого несовершеннолетнего в ресоциализационном процессе означает, что подросток становится не столько объектом сколько субъектом ресоциализаци; с одной стороны удается избежать «потребительства», а с другой стороны, узнать лучше подростка, его проблемы;
– активизация позитивного в несовершеннолетнем, т.е. найти что-то хорошее, позитивное, развить это и именно это должно стать стержнем процесса ресоциализации.
Понятие «ресоциализация» обладает междисциплинарным статусом и используется различными отраслями знаний: педагогикой, психологией, социологией, юриспруденцией и др.
Технология междисциплинарного взаимодействия предполагает работу команды специалистов различных профессий для комплексного решения проблем несовершеннолетних, позволяет создать эффективные механизмы их поддержки, комплексно решать проблемы, координировать действия различных специалистов, более гибко и эффективно использовать ресурсы учреждения, специальные знания и компетентности сотрудников учреждения.
Технология междисциплинарного взаимодействия предусматривает кооперацию специалистов-представителей различных предметных областей (дисциплин) при оказании помощи несовершеннолетним с объединением в междисциплинарную команду, члены которой согласовывают свои действия, стремятся к обмену и интеграции имеющихся у них знаний и профессиональных навыков для совместной работы по социальному обслуживанию и социальному сопровождению несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом.. Специалист в конкретной предметной области применяет в работе с семьей совокупность, присущих конкретной дисциплине методологических подходов, способов и приемов, методов и профессиональный инструментарий, но при этом допускается использование методов, приемов, инструментария, присущих одной предметной области (дисциплины), в другой, и формируется общая профессиональная терминология.
Категории лиц, в отношении которых проводится ресоциализация:
1) освобожденные от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;
2) совершившие общественно опасное деяние и не подлежащие уголовной ответственности в связи с не достижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;
3) обвиняемые или подозреваемые в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;
4) условно-досрочно освобожденные от отбывания наказания, освобожденные от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;
5) получившие отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;
6) освобожденные из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшиеся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;
7) осужденные за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденные судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;
8) осужденные условно, осужденные к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.
Алгоритм межведомственного и междисциплинарного взаимодействия в целях ресоциализации подростка
Стадии реабилитации или ресоциализации:
- I. Выявление несовершеннолетнего, постановка на учет.
В выявлении и постановке на учет несовершеннолетних, совершивших противоправное деяние и нуждающихся в ресоциализации, принимают участие субъекты системы профилактики: ОП МУ МВД России «Иркутское», КДНиЗП, ФКУ УИИ ГУФСИН России по Иркутской области, образовательные организации.
- II. Диагностическая стадия.
- Изучение решения суда или постановления отдела полиции на несовершеннолетнего (проведение анализа поступившей или уже имеющейся информации о подростке).
- Знакомство с несовершеннолетним и его семьей (окружением).
- Проведение психологический диагностики несовершеннолетнего.
- Получение характеризующего материала от субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений посредством подготовки соответствующих запросов.
- Подготовка запросов во внешние структуры (учебное заведение, где обучается или обучался подросток).
- Выезды по месту жительства несовершеннолетнего, к родственникам, близким людям, имеющим влияние на подростка. Знакомство с ними, выяснение необходимой информации о подростке, его проблемах и особенностях, выяснение информации о материальном состоянии семьи, имеющхся внутрисемейных проблемах, проблемах членов семьи.
- Выяснение информации о проблемах со здоровьем, влияющей на процесс реабилитации или ресоциализации, необходимости проведения медицинского обследования.
- Проведение тестирования несовершеннолетнего, беседы с ним; с ближайшим окружением.
9.Анализ собранной информации, ее обобщение, систематизация.
На стадии диагностики участвуют все субъекты системы профилактики безнадзорности и правонарушений, т.к. происходит сбор и обобщение информации о несовершеннолетнем, находящимся в конфликте с законом, с целью разработки индивидуальной программы ресоциализации.
III. Организационная стадия
- Формулирование целей и задач в работе с несовершеннолетним и его семьей.
- Выработка предложений по работе с несовершеннолетними для решения поставленных задач.
3.Разработка общего плана реабилитации или ресоциализации несовершеннолетнего.
- Согласование плана реабилитации или ресоциализации несовершеннолетнего с субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений.
- IV. Индивидуальная ресоциализационная работа
- Реализация мероприятий индивидуальной программы, которая включает в себя конкретные мероприятия по защите прав, индивидуальному сопровождению несовершеннолетнего, находящегося в конфликте с законом, организацию обучения, трудоустройства, отдыха, досуговой занятости:
— проведение профилактических бесед, разъяснение прав и обязанностей, степени ответственности за нарушение прав и интересов ребенка, переориентация, направление в центры психолого-педагогической помощи и т.д.);
— защита права на образование, отдых, труд (устройство в школу, направление в лагерь, санаторий, организация досуга, устройство на работу, временная занятость и т.д.);
— защита жилищных прав (постановка на контроль жилой площади, подача искового заявления в суд или ходатайства в прокуратуру в защиту нарушенных жилищных прав и т.д.);
— защита имущественных прав (взыскание алиментов с другого родителя или оформление нотариально заверенного соглашения о содержании детей, содействие в оформлении пенсий и пособий, вопросы наследования, контроль за соблюдением прав при совершении сделок и т.д.);
— защита неимущественных прав (право на имя, на воспитание обоими родителями, на общение с другими родственниками, на учёт мнения ребёнка, на защиту от злоупотребления со стороны законных представителей и иных лиц и т.д.);
— оказание различных видов помощи (гуманитарная, материальная, психолого-педагогическая, медицинская и т.д.).
— проведение общей встречи специалистов, представляющих организации системы профилактики и семьи несовершеннолетнего с целью составления индивидуального плана сотрудничества по минимизации негативных проявлений ( семейная конференция, совет профилактики, собрание).
— организация досуга несовершеннолетних:
- участие в работе кружков и секций;
- организация совместно с правоохранительными органами воспитательной и индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом;
- проведение культурно-массовой работы через организацию вечеров отдыха, лекций, концертов, дискотек, смотров, передвижных выставок, кинолекториев;
- проведение физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, организация походов, спартакиад, соревнований по различным видам спорта;
- реализация мероприятий, способствующих профориентации и обеспечивающих трудовую занятость несовершеннолетних(на основе программ служб занятости для трудоустройства молодежи);
- реализация программ различной направленности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
V. Итоговая стадия.
Обобщение специалистами результатов проведения реабилитации или ресоциализации.
На данной стадии участвуют все субъекты системы профилактики, которые принимали участие в ресоциализационном процессе с целью проведения анализа проведенной работы с несовершеннолетним.
Основные показатели эффективности работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних.
Показателями эффективности работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:
- Снижение уровня подростковой преступности.
- Увеличение количества детей, вовлеченных в досуговую занятость.
- Увеличение количества несовершеннолетних, охваченных организованными видами оздоровления, отдыха и занятости в летний период.
- Увеличение процента несовершеннолетних, поступивших в образовательные учреждения по выбранной специальности, по итогам профориентационной подготовки.
- Участие самих несовершеннолетних в работе по минимизации рискованного поведения несовершеннолетних
Направление 4. Методическое сопровождение модуля
- Методическое совещание «Профилактика социально-негативного явления». Повестка:
- «Профилактика социально-негативного явления» — теоретическая часть с обсуждением
- Изучение интересов и склонностей воспитанников для вовлечения в кружковую деятельность — представление результатов воспитателями отделения.
- Профилактика самовольных уходов. Количественный и качественный анализ.
2) Деловая игра «Профилактика правонарушений глазами молодежи»
4.3. Оценочные материалы
Анкеты на выявление склонности подростков к агрессивному поведению;
Тест склонности к риску;
Тест на компетентность в вопросах табакокурения;
Тест на отношение к алкоголю;
Анкеты по проблемам наркомании;
Изучение знаний по вопросам профилактики ВИЧ/СПИД;
Анкета на знания своих прав и обязанностей;
4.4. Условия реализации программы. Реализация программы планируется к осуществлению в учреждении (социально-педагогические, методические мероприятия) с использованием информационных ресурсов: аудио-, видео-, фото-источники и т.п.
4.5. Социальные партнеры реализации программы – НКО «Здоровая Сибирь», ИОБОО «Добродетель», ООО «Твой дом», ООО «Теплый дом»
4.6.Список литературы
- Афанасьев Ю.В. Вебинар «Электронные сигареты, вейпы: мифы и реальность» //Официальный сайт: АОУ ВО ДПО «ВИРО». — Режим доступа: http://viro.edu.ru/index.php?start=120
- Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика, упражнения, игры. Социально-психологический центр, Спб, 1996.
- Вачков И. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. — М.: Ось89, 2000.
- Гин А. Приемы педагогической техники. «Вита – Пресс», М., 2003.
- Фопель К. Психологические группы. Рабочие материалы для ведущего. М., «Генезис», 1999
- Иванова С.Н., Лимонова Ю.М. Занятие с элементами тренинга «Курение: за и против» // Сайт: Конкурсы для педагогов «Олимп». – Режим доступа: http://konkursolimp.ru/author/admin/page/152/
- Информационные материалы по профилактике употребления спайсов и других ПАВ. Как действовать при обнаружении факта употребления спайсов или других психоактивных веществ? (инф.письмо АОУ ВО ДПО «ВИРО» № ис-01-10/2563 от 11.10.2016 «О выполнении решений заседания межведомственной группы по пресечению оборота на территории Вологодской области запрещенных курительных смесей и смесей, не отвечающих требованиям безопасности и здоровья граждан от 21.06.2016»)
- Методические рекомендации о городской неделе по профилактике употребления табачных изделий «Мы за чистые легкие!». — Режим доступа: http://mosmetod.ru/files/metod/SPO/docx_spo/metod-rek-nedelya-prrof-tabaka.pdf
- Методические рекомендации по проведению городской недели профилактики употребления психоактивных веществ «Независимое детство» в рамках проекта «Москва – позитивное пространство!» / Разработчики: А.В. Завальский, С.М. Шишлова и другие. — Режим доступа: http://mosmetod.ru/
- Методические рекомендации по проведению областной акции «Образовательная организация, свободная от табачного дыма» // Официальный сайт: БУЗ Вологодской области «Вологодский областной центр медицинской профилактики». – Режим доступа: http://volprof.volmed.org.ru/index.php?page=beztabaka&p=2 или https://yadi.sk/d/ga1DcArUqNezq
- Огнивцев А. 2016 — Международный день борьбы с наркоманией и наркобизнесом. История. Антинаркотики России [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=tBO_gvLB39k
- Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты – Самара: Бахрах – М., 2006. – 480 с.
- Ресурсная модель профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательном учреждении. 1 модуль. Методические материалы в помощь педагогам / Научн. редактор Н.В. Афанасьева. – Вологда: Изд. центр ВИРО, 2007. — 197 с.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. — М.: Генезис, 2011.