Региональный инновационный проект развития социального сопровождения семей с детьми в системе опеки и попечительства Иркутской области «Институт полиформатного образования участников социального сопровождения семей с детьми»
- Карта деятельности РИП
Региональная инновационная площадка | ОГКУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Иркутска»пров |
Название проекта РИП | Школа Приемных родителей: перезагрузка |
Цель проекта | Разработка и апробация новых форматов работы ШПР |
Задачи проекта | 1. Разработка и апробация новых программ подготовки замещающих родителей: разработка модулей:— Модуль 1. Семьи, воспитывающие сиблингов-сирот;
— Модуль 2. Семьи, воспитывающие подростков-сирот; — Модуль 3. Семьи, воспитывающие детей-сирот с инвалидностью; — Модуль 4. Тренинг по преодолению эмоционального выгорания для опекунов — Модуль 5. Жизненная стратегия приемного ребенка. — Определение единого диагностического инструментария в ШПР — Разработка нормативно-правовой базы деятельности ШПР (технологическая карта занятия и др); 2. Апробация и коррекция работы Школы приемных родителей: 3. Описание результатов реализации нового формата работы Школы приемных родителей: 4. Знакомство широкой общественности с результатами инновационной работы |
Основные идеи проекта | Разработка программы подготовки замещающих родителей: разработка модулей;Разработка нормативно-правовой базы сопровождения замещающих семей;
Определение единого диагностического инструментария в ШПР Разработка новых форматов обучения родителей в ШПР. |
Основные результаты проекта | Институциональные:¾ обеспечение эффективных изменений в системе сопровождения замещающих семей;
Качественные: ¾ непосредственные изменения в жизнедеятельности семей: формирование психолого-педагогической компетенции замещающих родителей; ¾ совершенствование компетенций преподавателей школ приемных родителей; ¾ разработка методических и обобщающих материалов деятельности РИП в области инновационной социальной практики и обобщение эффективного опыта деятельности школ приемных родителей. |
- Описание основных условий реализации проекта РИП
2.1. Деятельность региональных инновационных площадок
Основные направления деятельности УСО как региональной инновационной площадки касаются разработки, апробации, внедрения и тиражирования:
- новых технологий в социальном сопровождении семей с детьми, направленных на повышение качества предоставления социальных услуг;
- инновационных программ в социальной сфере; новых и лучших практик и технологий подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов и руководящих работников в соответствующих социальных сферах, включая дистанционные практики и технологии;
- механизмов управления в социальной сфере; форм участия общественных институтов, профессиональных и местных сообществ в управлении социальной сферой;
- механизмов саморегулирования и самодиагностики организаций в социальной сфере и взаимодействия между такими организациями.
Организации-РИП создают на своем официальном сайте страницу «Региональная инновационная площадка», на которой размещают: текст программы (частично или полностью); материалы мониторинга (частично или полностью); иную информацию о реализации программы.
РИП ежегодно представляют в министерство социального развития, опеки и попечительства отчетную документацию о реализации программы, состоящую из: информационной карты программы; отчета о реализации программы за прошедший год.
РИП организует своевременное информационное сопровождение реализации программы. В случае возникновения проблем, которые могут привести к невыполнению программы, какого-либо ее этапа или несоблюдению календарного плана, РИП информирует об этом УМЦ и Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.
2.2.Нормативно-правовое обеспечение деятельности РИП
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»;
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 02 июля 2013 г. N 167-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
- Указ Президента Российской Федерации от 09 октября 2007 г. N 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года»;
- Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
- Постановление Правительства РФ от 19 мая 2009 г. N 432 «О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации»;
- Постановление Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 1 сентября 2014 г. № ВК-1850/07 “О реструктуризации и реформировании организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и совершенствованию сети служб сопровождения замещающих семей”
- Постановление Правительства РФ от 24 мая 2014 г. N 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей»;
- Кодекс этики и служебного поведения работников органов управления социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания (приказ Минтруда России от 31.12. 2013 г. № 792).
- Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ (25.11.2013 г.);
- Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 28.12.2013 г.);
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 28.12.2013 г.);
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 28.1.2013 г.);
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ (ред. от 02.12.2013 г.);
- Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних» от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ (ред. от 28.12.2013 г.);
- Указ Президента Российской Федерации «Об основных направлениях государственной семейной политики» от 14.05.1996 г. № 712 (ред. от 05.10.2002 г.);
- Приказ Министерства труда РФ и МВД РФ «О взаимодействии органов и учреждений социальной защиты населения и органов внутренних дел в организации профилактической работы с беспризорными и безнадзорными несовершеннолетними» от 20.06.2003 г. № 147/481;
- методические материалы Минэкономразвития РФ (Письмо № 40661-ОФ/ДО1и от 29.12.2016г.) по обеспечению распространения лучших практик оказания инновационных услуг в социальной сфере
3.Алгоритм деятельности РИП
3.1. Проектная Мастерская
1 этап: Разработка инноваций совместно с научными консультантами УМЦ в рамках основных задач Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по вопросам социального обслуживания семей с детьми:
- разработка программы инновационной деятельности;
- разработка нормативно-правовой базы инновационной деятельности в УСО;
- работа в проектных семинарах;
- определение ТЗ по разработке инновации;
2 этап: Апробация инноваций в учреждении:
- отчеты по реализации программы инновационной деятельности направляются на экспертизу в УМЦ, по результатам проведения которой в региональный координационной совет представляются заключения.
3 этап: Описание инноваций в виде пособия по обобщению опыта;
4 этап: Бенчмаркинг: проведение мастер-классов, социально-ориентированных мастерских и др. по передачи разработанной (апробированной) инновационной программы и/или инновационной социальной технологии.
3.2.Направления работы РИП
- Разработка и апробация новых программ подготовки замещающих родителей: разработка модулей:
- Модуль 1. Семьи, воспитывающие сиблингов-сирот;
- Модуль 2. Семьи, воспитывающие подростков-сирот;
- Модуль 3. Семьи, воспитывающие детей-сирот с инвалидностью;
- Модуль 4. Тренинг по преодолению эмоционального выгорания для опекунов
- Модуль 5. Жизненная стратегия приемного ребенка.
- Определение единого диагностического инструментария в ШПР
- Разработка нормативно-правовой базы деятельности ШПР (технологическая карта занятия и др);
3.3.Медиамастерская РИП
Основная деятельность — создание коммуникационного пространства для сложной системы подготовки кандидатов в замещающие семьи.
Оно включает в себя обмен информацией внутри системы, представление деятельности наружу, организацию связей, упаковка в медийную форму смыслов и содержания.
Форматы:
- Пресс-релиз — освещение происходящих событий на базе РИП;
- Интервью с партнёрами, описание будущих площадок, анонсы и интервью с организаторами, распространение информации по всем доступным каналам;
- Медиа-полигон — прямая трансляция с места Со-бытий РИП; рассказы участников и ведущих, репортажи с площадок, представление практик по деятельности ШПР.
- Основная деятельность и результаты РИП
2018-2020г.
- Разработка и апробация новых программ подготовки замещающих родителей: разработка модулей:
- Модуль 1. Семьи, воспитывающие сиблингов-сирот;
- Модуль 2. Семьи, воспитывающие подростков-сирот;
- Модуль 3. Семьи, воспитывающие детей-сирот с инвалидностью;
- Модуль 4. Тренинг по преодолению эмоционального выгорания для опекунов
- Модуль 5. Жизненная стратегия приемного ребенка.
- Определение единого диагностического инструментария в ШПР
- Разработка нормативно-правовой базы деятельности ШПР (технологическая карта занятия и др);
- Апробация и коррекция работы Школы приемных родителей:
- пересмотр содержания программ подготовки кандидатов в замещающие родители по типу замещающей семьи: опекуны, усыновители, приемные родители;
- определение инвариантной части программы для всех кандидатов в замещающие семьи;
- формирование вариативной части программы;
- поиск, разработка и апробация новых дидактических методов работы преподавателя ШПР в рамкам обучения кандидатов в замещающие родители.
- Описание результатов реализации нового формата работы Школы приемных родителей.
- Знакомство широкой общественности с результатами инновационной работы:
- представление опыта работы РИП на научно-практических конференциях регионального, российского и международного уровня,
- обсуждение вопросов деятельности ШПР в рамках круглых столов по соответствующей проблематике;
- освещение деятельности РИП в СМИ;
- участие в межведомственных презентационных площадках и др.
5.Подведение итогов работы РИП
- Описать в пособии:
- 2018 г. Пособие 1. Организация деятельности школы приемных родителей (из опыта работы РИП)
- 2018 г. Пособие 2. Содержание деятельности школы приемных родителей (из опыта работы РИП)
- 2019г. Пособие 3. Методы, приемы и формы обучения, применяемые специалистами школ приемных родителей (из опыта работы РИП)
- Провести в 2020г. диссеминационный семинар с презентацией разработанного опыта.