Несколько психологических советов для приемных родителей, которые помогут выстроить доверительные и теплые отношения с ребенком:
- Будьте терпеливы
— ребенку нужно время, чтобы адаптироваться к новой семье. Не ждите мгновенной привязанности – доверие строится постепенно.
— даже, если ребенок внешне спокоен, внутри у него может быть тревога, страх отвержения или злость из-за прошлого опыта.
- Создавайте безопасное пространство
— показывайте, что вы надежные взрослые: соблюдайте обещания, будьте последовательны в правилах и реакциях.
— разрешайте ребенку выражать эмоции (даже негативные) – это поможет ему чувствовать себя принятым.
- Говорите о его прошлом с уважением
— не обесценивайте его биологическую семью (даже, если есть причины для критики). Ребенок может испытывать смешанные чувства – любовь и обиду одновременно.
— если ребенок маленький, можно использовать метафоры: «Ты рос в другом месте, а теперь мы будем заботиться о тебе».
- Установите четкие, но гибкие границы
— дети из детских домов или неблагополучных семей часто не чувствовали рамок. Важно мягко, но уверенно объяснять правила.
— Избегайте жестких наказаний – лучше используйте логические последствия.
- Поддерживайте связь со специалистами
— обратитесь в территориальные отделения сопровождения замещающих семей
— группы поддержки для приемных родителей – отличное место для обмена опытом.
- Не забывайте о себе
— родительское выгорание – реальность. Находите время на отдых и свои интересы.
— если чувствуете вину или раздражение – это нормально. Прорабатывайте эти эмоции, чтобы они не влияли на ребенка.
- Отмечайте маленькие победы
— первая улыбка, доверительный разговор, снижение агрессии – все это важные шаги.
Главное: вы для ребенка – не «идеальные спасители», а люди, которые просто стали его семьёй. Будьте искренними, и со временем связь укрепится.
_______________________________________________________________________________________________________
Подготовка семьи к появлению приемного ребенка.
Организация места для ребенка.
Конечно, у приемного ребенка, как у любого члена принимающей семьи, должно быть такое место в доме, которое является «его местом» — это его кровать, его письменный стол (или ящик в столе), его полка в шкафу, место, где будут лежать его игрушки. Пространство должно быть организовано таким образом, чтобы у ребенка была возможность побыть одному. Как говорят психологи, «личное пространство». Кроме личного пространства необходимо и личное время. Не спешите загружать ребенка от рассвета до заката кружками и секциями. Любому человеку для снятия стресса необходимо время, когда он может заниматься тем, чем хочется ему самому. Кстати, помните об этом и по отношению к себе!
Домашний ребенок рано узнает, что у всех членов семьи есть свое личное время и пространство. В детском доме, где силен дух коллективизма, ничего этого не может быть. Вот почему, оказавшись в семье, ребенок может привычно нарушать личное пространство других, брать чужие вещи и беспокоить в редкие минуты отдыха. О новых правилах придется рассказывать. Например, папа может сказать: «Мама устала после работы, ей нужно отдохнуть, мы не будем ей мешать», а мама: «Это папин стол. Там находятся важные для него вещи. Походить к нему можно только с разрешения папы». Скорее всего, ребенок не поймет все с первого раза. Но если наряду с регулярными объяснениями родитель будет показывать, что у ребенка тоже есть свои вещи, которые принадлежат только ему, и время, когда он может заниматься только своими делами, то процесс формирования представлений о личном времени и пространстве пойдет быстрее.
Очень важно организовать пространство вокруг ребенка в соответствии с его возрастом, а также, чтобы предметы, которые находятся в комнате ребенка, способствовали активному и осознанному (а не пассивному и потребительскому) времяпрепровождению. Например, для малышей предпочтительнее игрушки многофункциональные и развивающие, способствующие развитию воображения, речи, внимания, мыслительных функций. Игрушки, с которыми возможны разные варианты игр, принесут больше пользы ребенку, чем бесконечные куклы Барби или машинки, которые очень быстро наскучат малышу.
При возможности – купите для приемного ребенка что-то новое в дом. Известно, что даже кровные дети чрезвычайно радуются, когда ради них совершается серьезная покупка. Новая кровать или новый стол могут на некоторое время стать предметом особой гордости ребенка. Ведь новый предмет – это не только «совсем своя вещь», но и признак достижения определенного статуса (вырос из детской кроватки, пошел в школу). Новая вещь для ребенка (в данном случае не одежда) – это в чем-то совершенно новая история. А в новой истории так нуждается ваш приемный ребенок.