Заведующая отделением сопровождения замещающих семей областного государственного казенного учреждения социального обслуживания «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» Садохина Елена Владимировна приняла участие во Всероссийском научно-практическом семинаре «Профессиональные замещающие семьи в современной России: опыт, проблемы, направления совершенствования. Патронатная семья как форма семейного устройства детей», прошедшем в г. Уфе 18-19 декабря 2014 г.
Семинар проводился в рамках научно-исследовательского проекта по теме «Научно-методическое обеспечение функционирования патронатной семьи ка «профессиональной» замещающей семьи», выполняемого научным коллективом Башгосуниверситета по заказу Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки РФ. В работе принимали участие представители более 50 организаций из Москвы, Санкт-Петербурга, Иркутска, Кемеровской области, Нижнего Новгорода, республик Калмыкия и Башкортостан, Челябинской области, Хабаровского края и Ямало-Ненецкого автономного округа.
На семинаре активно обсуждались вопросы о необходимости профессионализации семейной заботы о детях, оставшихся без попечения родителей.
Признавая важность и целесообразность сохранения и дальнейшего развития института патронатной семьи, повышения его эффективности, участники научно-практического семинара считают необходимым:
- Внести изменения в Семейный кодекс РФ, Закон РФ №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» в части обозначения правового статуса патронатного воспитания (патронатной семьи) как федеральной формы семейной заботы о детях, а также изменений в Трудовой кодекс РФ в части регламентации трудовой деятельности патронатных воспитателей;
- Внести в Семейный кодекс статью «Патронатное воспитание (патронатная семья)», в которой будут введены следующие нормы функционирования патронатной семьи:
а) выполнение патронатным воспитателем работы на основе трудового договора с учреждением для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с вытекающими отсюда последствиями (заработная плата, стаж работы, ежегодный оплачиваемый отпуск);
б) разграничение полномочий и обязанностей по воспитанию патронатных воспитанников между патронатным воспитателем, органами опеки и попечительства, учреждением для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
в) обязательное и постоянное социальное сопровождение и контроль патронатной семьи со стороны органов опеки и учреждений; взаимодействие патронатного воспитателя со специалистами;
г) заключение трудового договора с супругом/супругой патронатного воспитателя (при его наличии) при условии взятия на воспитание в семью двоих и более детей, введение мер поддержки для него;
д) воспитание ребенка на основе индивидуального плана (программы) развития;
е) предварительное обучение и повышение квалификации патронатного воспитателя;
- Проводить работу по повышению эффективности института патронатной семьи в направлениях:
а) совершенствования системы отбора патронатных воспитателей, пересмотра критериев отбора, включив в качестве обязательного не только предварительное, до взятия ребенка в семью, обучение, но и наличие стажа или опыта работы с детьми;
б) разработки специальных программ для обучения патронатных воспитателей и введения периодического повышения их квалификации;
в) введения обязательного предварительного, до взятия в семью ребенка, обучения взрослых членов семьи патронатного воспитателя;
г) привлечения для обучения патронатных воспитателей квалифицированных специалистов — психологов, педагогов, социальных работников, юристов и других, обладающих практическим опытом, а также опытных патронатных воспитателей;
д) применения мер материальной поддержки и морального поощрения патронатных воспитателей, повышения вознаграждения (заработной платы) патронатных воспитателей, распространения на них федеральных норм материальной поддержки, осуществляющейся в отношении усыновителей, опекунов или попечителей, а также приемных родителей.
е) повышения информированности населения о формах семейного устройства детей, об особенностях патронатного воспитания.