26 апреля 2018 года в рамках проведения Международного дня детских телефонов доверия и информационно-просветительской кампании «На расстоянии звонка», в институте социальных наук Иркутского государственного университета прошла I областная конференция «Проблемы технологизации работы консультантов телефона доверия в Иркутской области», организованная институтом социальных наук и министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области. Целью конференции являлось обобщение опыта практической деятельности региональных и муниципальных служб детского телефона доверия, начавших работу под единым общероссийским номером в 2010 году, обмен опытом в решении возникающих проблем в работе службы.
В конференции приняли участие представители учреждений социального обслуживания семьи и детей — социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних г. Иркутска, центра социальной помощи семье и детям г. Усть-Илимска и Усть-Илимского района, социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Усольского района, а так же представители центра профилактики, коррекции и реабилитации, центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, институт социальных наук, центра реабилитации наркозависимых «Воля», центра по гражданской обороне и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций — центр обработки вызовов системы экстренных оперативных служб по единому номеру «112» на территории Иркутской области.
Конференция прошла в формате пленарного заседания, мастер-классов и секций для студентов и специалистов в сфере телефонного консультирования. Открыла конференцию заведующая кафедрой социальной работы института социальных наук, кандидат философских наук, доцент Екатерина Решетникова, рассказавшая об истоках создания данного масштабного мероприятия, о причинах проведения конференции. Затем слово было предоставлено декану факультета дополнительного образования ИСН, кандидату философских наук, доценту В.В. Поповой.
Мастер-классы для специалистов и студентов на тему «Коммуникативная компетентность консультанта телефона доверия» проводили Елена Скибо, врач психиатр высшей квалификационной категории, нарколог-психотерапевт, автор книг по психическому здоровью и программы «Профилактика социально-негативных явлений в молодежной среде», Ася Бушкова, заведующая отделением «Экстренная психологическая помощь по телефону» социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних г. Иркутска, Елена Черентаева, оперативный дежурный-психолог Центра обработки вызовов системы обеспечения вызовов системы экстренных оперативных служб по единому номеру «112» на территории Иркутской области, Центр ГО и ЧС, Елена Темергазина, консультант отделения «Экстренная психологическая помощь по телефону» социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних г. Иркутска. Свой доклад «Межведомственное взаимодействие специалистов социальной сферы по оказанию экстренной психологической помощи по телефону» представила психолог социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Усольского района Татьяна Колесова.
В выступлениях специалистов были озвучены вопросы качества экстренной психологической помощи детям и подросткам по телефону, проблемы подготовки кадров для службы детского телефона доверия, меры по обеспечению доступности помощи детского телефона доверия (работающего под единым общероссийским номером или отдельно выделенным региональным номером), мероприятия для повышения уровня информирования о работе телефона доверия для детей и подростков, приоритетные направления дальнейшего совершенствования работы этих служб, психолого-педагогические и этические проблемы оказания помощи по телефону. Так же участники конференции ознакомились со сложившейся практикой деятельности служб экстренной психологической помощи, принимающих обращения от детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, ситуации жестокого обращения и т.д.
Введение в 2010 году единого общероссийского номера детского телефона доверия, создание и поэтапное развитие служб экстренной психологической помощи по телефону для детей и подростков с целью обеспечения доступности и эффективности данной социально-психологической услуги для каждого ребенка независимо от места его проживания, возраста, социального статуса. По словам советника отдела развития форм социального обслуживания, несовершеннолетних и семей, министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Елены Герасимовой, за время работы детского телефона доверия в Иркутской области было принято 137 982 звонка, в том числе за 2017 поступило 23 638 звонков, из них 11 403 от детей и подростков. Количество звонков ежегодно растет. В связи с чем работа в телефонных службах экстренной психологической помощи требует от психологов — консультантов высокой степени профессионализма и большого опыта работы.
Вместе с тем участники конференции отметили, что в настоящее время сохраняется ряд проблемных вопросов, связанных с определенной социальной изоляцией служб, работающих под единым общероссийским или региональным номером, проблемой организации супервизорской работы служб и проявившейся потребности в выпуске Вестника специалистов службы детского телефона доверия.
На протяжении работы конференции в зале царила доброжелательная, деловая атмосфера. Была организована дискуссионная площадка для студентов и специалистов в сфере телефонного консультирования, где работал «свободный микрофон», и каждый участник имел возможность выступить, задать вопросы, поделиться опытом работы, наметить пути решения общих проблем.
Участники конференции выразили уверенность в том, что реализация предложенных рекомендаций послужит успешному осуществлению деятельности служб телефона доверия и их дельнейшему развитию.